Психология организации и социальной группы

Глава 7

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

Психология организации и социальной группы

Внутренняя среда организации

Корпоративная культура организации

Психологический климат в коллективе

Неформальные группы в организации

Внешняя среда организации

Психология командной работы

Новейшие тенденции в развитии организации

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Глобализация Антимонопольное законодательство

Инновации Командная структура

Коллектив Культурный разрыв

Логистика Профессиональная группа

Маркетинг Сетевая структура

Матрица Стандарты поведения

Монополия Структура организации

Организация Тотальное управление

Саморазвитие Элементы среды

Технология Оффшорная зона


Психология организации и социальной группы

Люди объединяются в организации (предприятия) для достижения целей, которые нельзя реализовать в одиночку. Подавляющее большинство объектов человеческой культуры создано организациями, и лишь немногие – индивидуалами. Организации (коллективы) и их части (социальные группы) являются основными объектами управления, полем деятельности для руководителя.

В ходе изучения психологии организации и социальной группы рассматриваются следующие вопросы:

1. Сущность организации и социальной группы;

2. Основные характеристики организации и социальной группы;

3. Типология организации;

4. Социально-психологический анализ группы;

5. Система управления организацией.

Организация – это совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения профессиональной цели.

Коллектив – это сообщество объединенных общей целью людей, достигших в процессе совместной деятельности определенного уровня развития. Collektivus – (лат.) собирательный.

На основании данных определений можно сделать вывод о том, что любая организация (предприятие) состоит из двух частей: социальной и материальной. Социальная часть – это коллектив (персонал). Материальная часть – это здания, оборудование, инструменты, материалы.

Психология организации – это преобладающие в коллективе ценности, традиции, отношения, нормы поведения.

Понятие «коллектив» обычно включает большое сообщество людей. Внутри же коллектива существуют сообщества поменьше – социальные группы.

Социальная группа – это некоторое количество людей, объединенных по определенному признаку или с конкретной целью.

Психология социальной группы связана с групповыми ценностями и нормами поведения. Она в определяющей степени зависит от личностного авторитета, позиции и воли руководителя.

В рамках организации существует два типа социальных групп: профессиональные и неформальные группы.

Профессиональная группа – это некоторое количество людей, находящихся в личных контактах в рамках производственной деятельности. В условиях предприятия профессиональные группы могут называться бригадами, участниками, сменами, отделами. Иными словами, профессиональная группа является самостоятельным субъектом деятельности.

Неформальная группа – это некоторое количество людей, находящихся в личных контактах по собственным желаниям. Такие группы неизбежно возникают в любом коллективе на основе личных симпатий и влечений.

Характеристики организации и социальной группы позволяют создать о них вполне определенное представление. Основными характеристиками организации являются: миссия и цель, материальная база, персонал, позиция в отрасли и на сегменте рынка, внутренняя и внешняя среда.

Миссия – это философская (мировоззренческая) идея организации. Обычно миссией организации выступает повышение материального благосостояния или культурного уровня людей.

Так, миссией фармакологической компании может быть улучшение здоровья и повышение продолжительности жизни людей.

Цель – достижение результатов основной деятельности организации, и на основе этого получение прибыли.

Так, целью фармакологической компании может быть выпуск высококачественных, эффективных и недорогих медицинских препаратов.

Материальная база – это совокупность всех принадлежащих организации физических объектов: здания, сооружения, земельные участки, оборудование, мебель, инструменты, материалы и др.

Персонал – это сообщество людей, работающих в данной организации (коллектив). Персонал, в свою очередь, может быть охарактеризован численностью, образованием, квалификацией, возрастным или половым составом.

Позиции в отрасли и на сегменте рынка определяется той ролью, которую играет организация среди родственных ей по целям предприятий.

Например, БНТУ официально отнесен к ведущим вузам Беларуси, и к ведущим техническим вузам СНГ. Кроме того, он является самым крупным и старейшим (1920) вузом страны.

Внутренняя и внешняя среда – это те материальные, экономические, психологические, правовые и политические условия, в которых осуществляется деятельность организации. Эти вопросы будут подробно рассмотрены ниже в данной главе.

Характеристиками социальной группы являются: композиция, структура, процессы, статус.

Композиция (состав) группы – это совокупный показатель членов группы, важных с точки зрения понимания ее как целого. Это может быть численность, профессия, национальность, возраст, пол участников группы.

Структура группы складывается из функций, которые выполняют ее участники, а также из межличностных отношений в ней. Можно выделить три структуры: предпочтений (социометрия); власти (управления); коммуникаций (общения).

Процессы в группе связаны с ее динамикой. К основным групповым процессам относятся: развитие, сплочение, коммуникации, выработка норм и традиций, установление способов принятия решений.

Психология управления особую роль отводит коммуникациям в группе. Человек как личность во многом формируется в группе. Он является непосредственным, опосредованным выразителем внутри-групповых отношений.

Были проведены специальные исследования по сравнению силы влияния на личность малой социальной группы и большого коллектива. Воздействие группы оказалось в несколько раз сильнее. Это объясняется более высокой интенсивностью межличностных отношений. В коллективе личность избирательно относится к общественному воздействию, принимая одно и отвергая другое.

Статус как характеристика группы имеет два уровня: общегрупповой и личный. Общегрупповой статус означает положение (позицию) социальной группы среди других групп в коллективе. Личный статус участника группы показывает его место в группе, и восприятие его другими членами группы.

Типология организаций производится по различным критериям. Обычно показателем выбирается цель деятельности. Типы организаций могут быть такими: производственные, сферы услуг, социальные, общественные, коммерческие, некоммерческие, благотворительные, спортивные, церковные.

Производственные организации выпускают определенную продукцию (товары). К ним относится подавляющее большинство промышленных предприятий.

Организации сферы услуг предоставляют услуги населению по бытовому и иному обслуживанию. К ним относятся различные мастерские, химчистки, прачечные, дома быта, гостиницы, рестораны.

Социальные организации состоят из образовательных и медицинских учреждений, органов культуры и государственного управления. Это школы, вузы, больницы, театры, райисполкомы и т.д.

Общественные организации являются добровольными объединениями граждан по каким-либо интересам. Круг таких интересов может быть самым разнообразным: творчество, художественная любительская деятельность, увлечения, коллекционирование, общественные вопросы, совместный отдых, спортивные игры и т.д.

Коммерческие организации работают в сфере торговли и услуг. Это магазины, торговые центры, фирмы оптовой продажи, аукционы и др.

Некоммерческие организации создаются не для получения прибыли, а с иными общественно важными целями. В частности, это могут быть образовательные услуги. Вся прибыль, полученная такой организацией, не распределяется между учредителями, а направляется на развитие и улучшение все той же основной деятельности.

Благотворительные организации занимаются помощью инвалидам, сиротам, старикам, больным, бедным. Как правило, такие организации являются некоммерческими.

Спортивные организации объединяют профессионалов и любителей спорта. Это спортивные школы и клубы, федерации, общества и др.

Церковными организациями являются различные органы управления церковными объединениями, и действующими под их юрисдикцией учреждения.

Существуют и другие типы организации, кроме названных основных. Многие организации сложно отнести к какому-либо типу, так как они находятся на стыке двух сфер деятельности.

Так, университет физической культуры является социальной организацией образовательного типа. В то же время его с полным основанием можно отнести к спортивным организациям.

Организации могут быть очень разными не только по виду деятельности, но и по форме собственности, отраслевой принадлежности, отношение к власти и другим признакам. Каждая из них имеет свой коллектив, психологическая обстановка в котором имеет решающее значение для эффективности ее деятельности.

Социально-психологический анализ группы позволяет понять ее как целое. Необходимо проанализировать структуры группы: социометрическую, коммуникативную и властную.

Социометрическая структура – это совокупность соподчиненных позиций участников группы в межличностных отношениях. Иными словами, это комплекс предпочтений и отвержений, симпатий и антипатий между членами группы. Комплекс внутригрупповых предпочтений определяется четырьмя показателями: социометрические статусы участников; взаимность предпочтений; устойчивость предпочтений; сфера отвержений.

Социометрические статусы участников – это сумма предпочтений и отвержений, получаемых отдельным членом группы. Статусы имеют различный «вес», в зависимости от доли в них положительных выборов. Совокупность статусов всех участников группы задает статусную иерархию.

В статусной иерархии выделяются:

социометрические «звезды» (наиболее предпочитаемые);

высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные (по числу положительных выборов);

изолированные (не имеющие ни положительных, ни отрицательных выборов);

пренебрегаемые (со многими отрицательными и немногими положительными выборами);

отверженные или «изгои» (со всеми отрицательными выборами).

Взаимность предпочтений – это число встречных (взаимных) положительных выборов (мини-объединения). Чем их больше у конкретного участника группы, тем психологически комфортней он себя чувствует.

Так, даже при одном взаимном выборе член группы чувствует себя лучше, чем при нескольких, но безответных. И совсем плохо, если выбранные им отвергают его.

Устойчивость предпочтений – это их продолжительность во времени и невосприимчивость к изменению обстоятельств. Важно не только узнать наличие-отсутствие мини-групп, но и то, по какому принципу они объединились. Это может быть не просто личностный выбор, а объединение вокруг какой-то идеи, либо против кого-то или чего-то.

Сфера отвержений – это набор отрицательных выборов. Если они направлены против одного-двух человек, это означает наличие изгоев в группе. Если же отрицательные выборы более-менее распределены, психологическая ситуация в группе будет нормальной.

Коммуникативная структура – это совокупность межличностных связей и каналов передачи информации. Они рассмотрены выше, в разделе 2.6.

Управленческая структура – это совокупность и иерархия органов управления и должностных лиц.

Каждая организация имеет свою систему управления. Это зависит от величины и структуры организации, сферы ее деятельности, а также от направленности и квалификации ее руководителей. Система управления – это совокупность управленческих структур, способов, приемов и стилей руководства.

Иерархией называются ступени (уровни) подчинения во властных и управленческих структурах. Чем больше ступеней, тем сложнее иерархия.

Так, Фазиль Искандер в повести «Кролики и удавы» красочно описывает иерархию кроликов: «На Королевской Лужайке Король и Королева сидели на возвышенном месте, а над ними слегка колыхалось знамя с изображением Цветной Капусты. Чуть пониже располагались придворные кролики, или, как их называли в кроличьем простонародье, Допущенные к столу, а дальше уже стояли или сидели на лужайке рядовые кролики».

В зависимости от уровней властной иерархии структуры управления делятся на два основных типа: пирамидальные и плоские.

Пирамидальная структура управления имеет четыре и более уровней иерархии (ступеней управленческой пирамиды). Пример пирамидальной структуры из семи уровней представлен на рисунке 7.1.

7. Ген. директор
6. Зам. ген. директора
5. Директора предприятий
4. Зам. директоров предприятий
3. Начальники цехов
2. Начальники участков
1. Мастера и бригадиры

Рисунок 7.1 – Пирамидальная структура управления

Современная теория управления считает, что пирамидальные структуры имеют существенные недостатки. В многолюдной пирамиде легко затеряться малоквалифицированному менеджеру.

Плоская структура управления имеет не более трех уровней иерархии (ступеней управления). Пример плоской структуры из двух управленческих уровней представлен на рисунке 7.2.

Директор
Операционные менеджеры

Рисунок 7.2 – Плоская структура управления

В представленной структуре на первого операционного менеджера одновременно возлагаются обязанности заместителя директора.

Плоская структура управления считается более прогрессивной. Однако она может быть успешно реализована лишь в том случае, если менеджеры и специалисты обладают высокой квалификацией и значительным опытом работы. В этом случае степень самостоятельности каждого может быть высокой, и это снижает потребность в управленческих функциях.

Система власти– это способы и приемы управления, а также стили руководства.

Весь спектр современных способов руководства можно разместить между двумя позициями – реактивным и целевым управлением.

Реактивное управление заключается в ответной реакции руководителя на текущее, уже свершившееся, событие и явление. Вид управленческих воздействий зависит от динамики объекта управления, и выступает как следствие его изменения. Основным ориентиром такого управления является недопущение, или хотя бы минимизация, отрицательных последствий для предприятия.

Целевое управление предполагает активное влияние на процессы на предприятии. Это опережающее управление. Предпринимаемые при нем меры направлены на достижение целей предприятия.

Способы управления коллективом проявляются в деловых взаимоотношениях. По целям воздействия различают следующие организационные способы управления:

стабилизирующие (создание условий);

технологические (методы взаимодействия);

распорядительные (регулирование процессов).

Прием управления – это конкретные меры воздействия субъекта (руководителя) на объект (предприятие, коллектив). Основными приемами управленческого воздействия являются: формализация, централизация и децентрализация.

Формализация управления рассматривается как разработка и закрепление в официальных документах обязанностей и прав менеджеров разных уровней. Это излагается в нормативах, правилах, распределениях функций.

Указанная формализация управления позволяет снизить субъективное влияние высших руководителей, устанавливая каждому менеджеру круг его функций, полномочий, ответственности. Это позволяет в работе делать каждому свое дело, не «сталкиваясь», и не перекладывая дела и ответственность друг на друга.

Централизация управления означает сосредоточение функций, особенно распорядительных и распределительных, в руках высшего руководства предприятия. Менеджеры среднего и низшего звена обязаны согласовывать все свои значимые действия и решения.

Децентрализация управления означает, что значительная часть управленческих функций передается из центра (дирекции) на места (в цеха, отделы, участки, бригады). С одной стороны, на местах многие вопросы видны лучше, а с другой – разгрузка дирекции позволяет ей сосредоточиться на более общих вопросах. К ним относятся, в первую очередь, стратегическое развитие предприятия, и регулирование влияния на него внешней среды.

Стили руководства подробно рассмотрены выше, в главе 5. Напомним, что наиболее эффективными стилями руководства являются командный, харизматический, гибкий.

Итак, организацией является совокупность материальных объектов и коллектив людей, объединенных для достижения профессиональной цели. Социальная группа есть некоторое число людей, объединенных по определенному признаку или с некоторой целью.

Основными характеристиками организации являются: миссия и цель, материальная база, персонал, позиция в отрасли и на сегменте рынка, внешняя и внутренняя среда. Типы организаций могут быть такими: производственные, сферы услуг, социальные, общественные, коммерческие, некоммерческие, благотворительные спортивные, церковные.

Основными характеристиками социальной группы являются: структура, композиция, процессы, статус. В группе обычно складываются следующие структуры:

социометрическая (комплекс предпочтений и отвержений участников);

коммуникативная (межличностные связей и информационные каналы);

управленческая (совокупность и иерархия органов управления).

Система власти ворганизации представляет собой совокупность способов и приемов управления, а также стили руководства. Наиболее эффективными в этой совокупности являются:

целевой (опережающий) способ управления;

децентрализация управления (передача властных полномочий и ответственности из центра на места);

командно-харизматический стиль руководства.


7181951101241639.html
7182000489057006.html
    PR.RU™